Разбирая старые материалы, нашла интересную статью:
Доктор Анджей Казмирски
Институт морфологии животных
им.А.Мицкевича
Собака (Canis familiaris) - самое древнее домашнее животное, наиболее тесно связанное с человеком, с течением лет постепенно утрачивает свое утилитарное значение. Сегодня породистые собаки хотя и необходимы еще в некоторых отраслях, но в основном разводятся просто как друзья - у многих тысяч людей психика имеет потребность в этом. Есть люди, увлекающиеся выставками, но, прежде всего, люди ищут в собаке друга. Вероятно, поэтому число трудов, посвященным вопросам генетики собак - животных, не имеющих большого значения для экономики - немного. Масса заводчиков в разведении используют интуицию и свой собственный опыт. Если они не имеют специального образования, добиться превосходных результатов невозможно, имея туманные представления о генетике.
Однако некоторые аспекты генетики собак хорошо разработаны и должны быть известны, прежде всего, лицам, ответственным за разведение собак, руководителям породных клубов или клубов по группам пород, которые и создают обязательные рекомендации и законы для заводчиков в различных регионах. К таким аспектам относится, в главной мере, генетика окраса и структуры шерсти. К сожалению, во многих случаях знание генетики ограничивается знакомством с термином "простое доминирование".
Многие заводчики запросто употребляют такие термины, как интеракция, эпистаз, модификация, кумуляция, плейотропия. Эта довольно распространенная беспечность есть болезнь не столько польская, сколько всеобщая на ниве кинологии. Хуже, когда люди, устанавливающие каноны разведения и издающие соответствующие документы, имеют понятия о наследственности на уровне Х1Х века - якобы вся наследственность есть кодоминирование. Например, возьмем "Постановления и рекомендации клуба такс Польши" представленные на симпозиум 9 мая 1987 г. в Гданьске и напечатанные в каталоге, посвященном 1У клубной выставке такс. Пункт 1 этих Постановлений гласит:
"Рекомендуется такс г-ш вязать кобелей и сук одинакового окраса - т.е. не вязать рыжих с ч-п и к-п. Это непременно необходимо для сохранения ценной, однотонно рыжей масти, а также насыщенного цвета подпала у ч-п животных. Сделан первый шаг к решению этой проблемы - разделение такс г-ш рыжих и подпалых в выставочных рингах ( как у боксеров и коккер-спаниелей). Допустимы вязки рыжих сук (гетерозиготных, т.е. у которых один из родителей ч-п) с ч-п кобелями."
Эта рекомендация есть ненаучная спекуляция и пребывание в противоречии со знанием генетики. Кроме того, некорректно содержание, когда "…допускаются вязки рыжих сук (…) с ч-п кобелями" (Это не столько грамматическая ошибка, сколько смысловая - а почему не наоборот?). Дополнительно возникает вопрос: зачем нужно отделение такс г-ш рыжих от ч-п в выставочных рингах?
Есть два главных пункта, которые не понимают авторы "Постановлений".:
- непонимание генетических основ наследования окрасов у такс, а в особенности не умение отличить явлений доминирования от эпистаза,
- вера в теорию "среднего арифметического" при наследовании ("белый с черным дает серый").
Нужно разъяснить, что нет никакой связи между "сочностью подпала" и тоном "одноцветной рыжей масти"; при вязках такс рыжих и ч-п не возникает в этом случае никакого кодоминирования, никакого "смешивания" окрасов. Сочность и интенсивность окраса определяются совершенно другими генами, из других аллеломорфных рядов (С, D), а также некоторыми другими вне генетическими факторами. Вышеупомянутый пример касается, правда, такс, но его легко можно перенести на "шнауцеровский двор", где творится то же самое.
Начиная углубленное рассмотрение проблем окраса шнауцеров, я предлагаю сосредоточиться на цвергах: это наилучшая модель, где встречаются 4 определенных стандартом окраса - черный, черный с серебром, перец с солью, белый. Окрас шнауцера определяется расположением генов из следующих аллеломорфных рядов - С, А, S, E, B, G. Эти ряды имеют также свои взаимодействия в отношении силы эпистаза, а, следовательно, создают еще свои эпистатические ряды. То есть, существует 2 рода зависимостей - доминантные и эпистатические (табл.1). Попробуем это проследить.
Аллеломорфный ряд С. Доминантный аллель С - условие появления цвета. Следующий в ряду аллель - с ch (шиншилла) - исключает красный и желтый цвета. Далее на очереди (очень редко у собак) - аллели с d (белый с черным носом и черными глазами), с в (белый "голубоглазый") и с а (альбинос).
Аллеломорфный ряд А. Первый в ряду аллель А обуславливает распространение какого-либо одного цвета на всем теле. Рецессивным по отношению к А есть аллель а у (соболиный) - очень редкий у шнауцеров. Рецессивен по отношению к А и а у аллель а g ( агути = волчий = перец с солью). Следующий в ряду идет по убыванию доминантности аллель а s (чепрачный, размер чепрака - эффект совместного действия генов-модификаторов). Этот ген у шнауцеров практически не встречается. Рецессивным по отношению ко всем названным является а t (подпалый) - фенотипическим эффектом его действия в гомозиготном состоянии есть окрас черный с серебром.
Аллеломорфный ряд S у шнауцеров представлен аллелем S, действие которого исключает проявление белых пятен.
Присутствие гена Е из аллеломорфного ряда Е "растягивает" темный цвет на все тело по принципам: "не тигровый окрас", "не желтый", "не рыжий". Рецессивным по отношению к Е являются гены е br и е, определяющие, соответственно, тигровую и рыжую масть у боксеров и догов. У шнауцеров эти гены остаются практически неизвестными.
Наконец, аллельный ряд В - очень значим у многих пород, в том числе и у шнауцеров. Доминантный аллель В отвечает за черный окрас. Его рецессивный вариант - в - дает в гомозиготном состоянии окрас типа "ливер" (печеночный, коричневый, шоколадный, кремовый), например, у ньюфаундленда, кокера, бедлингтона, а теоретически - и у шнауцеров.
Ряд G : аллель G (седой) является причиной "серебристости" у некоторых животных (например, у керри-блю-терьера), его рецессивный аллель - g .
Упомянем гены аллельного ряда D, а также t - они имеются у шнауцеров всегда только в гомозиготном состоянии.
Знания о доминантно-рецессивных зависимостях между аллелями в пределах своих аллеломорфных рядов должны сопровождаться знанием порядка, в котором гены различных аллельных рядов подвергаются воздействию силы эпистаза (ген эпистатичный - ген гипостатичный). Для напоминания : ген доминантный не позволяет проявляться рецессивным генам. Ген эпистатичный подавляет проявление в фенотипе гипостатического гена (неаллельного), который находится в латентном состоянии.
Ген а g (перец-соль) доминантен по отношению к гену а t (черный с серебром). Ген В доминантен над рецессивным аллелем в. Но ген а g эпистатичен по отношению к гену В. Утверждение что черный окрас (ген В) доминирует над перцовым (ген а g ) - ошибочно. Это не тот тип зависимости. Правильным будет утверждение : ген А доминирует над геном а g , его действие обуславливает проявление одноцветного окраса и в связи с этим образует "открытую калитку" для деятельности гена В, т.е. черного окраса.
Упоминаемые аллеломорфные ряды (т.е. "собрания" генов из этих всех локусов) можно упорядочить по степени воздействия силы эпистаза - от края эпистатичного до края гипостатичного, а весь эпистатичный ряд будет выглядеть так:
С - А (возможен - Е - В - g
S коэпистаз)
Зная символику отдельных генов, а также взаимные связи между ними, легче понять генетические рисунки, символизирующие разные окрасы:
Черный - С, А, S, Е, В, gg
Перец с солью - С ( или с ch), a g a g, ( или а g а t), S, E, B.
Черный с серебром - С (или с сh), a t a t, S, E, B
Белый - с d cd.(Уважаемые генетики не исключают возможность существования аллеля sw , также вызывающего белый окрас.)
Оттенок и рисунок подпала у черных с серебром собак зависит от пары аллелей из ряда С (СС или С с ch, или с ch c ch). Подобное наблюдается и с оттенками окраса перец с солью.
Предмет ясен - шнауцеры черные могут быть гомо- или гетерозиготными по аллелям А ( АА, Аа g или Аа t) и по аллелям С ( СС, С с ch, или Сс d). В случае гетерозиготности проявляется окрас черный, но часть гамет несет гены а g (перец-соль) или а t (черный с серебром). Аналогичный пример с геном С ( с d - белый).
Кинологов-практиков интересуют, однако, не столько научные факты и теоретические размышления, сколько возможности их использования (табл. 2). Основные выводы касаются возможности появления нужного окраса в результате скрещивания собак других окрасов.
Вот они:
- от родителей черных можно получить все 4 типа окраса (условие: родители не являются, следуя генетической терминологии, гомозиготными, т.е. не имеют в двойной дозе гены АА и СС).
- родители окраса перец с солью могут родить щенков окраса перец-соль, черных с серебром и белых (условие - родители не гомозиготны по а g a g и СС).
- родители окраса черный с серебром могут родить ч-с и белых (условие - родители не гомозиготны по СС, что исключает возможность появления белых щенков),
- родители белого окраса рождают только белых щенков (если бы было исключение из этого правила, был бы повод подумать о существовании гена s w).
Здесь, следовательно, руководитель клуба или секции может уличить в нечестности заводчика, у которого в помете от белых родителей появился не белый щенок - это принципиальная ошибка.
Оставшийся вопрос: есть ли связь друг с другом разных окрасов? Мой ответ решительный - ДА! Результат этому есть и со стороны теоретической (обсуждение вышеупомянутых проблем генетики окраса) и со стороны практической. В принципе, нет серьезных препятствий для смешивания всех окрасов между собой (кроме некоторых исключений, например, скрещивание 2-х собак мраморного окраса - mеrle. Здесь нужно принять во внимание полулетальность системы ММ - это, однако, не касается шнауцеров). Прежде всего, потому что нужно подбирать для вязок кобелей и сук хорошего сложения, не обращая внимание на тип окраса (прежде всего - анатомическое строение и движения, а потом - окрас)! Избегайте вязать собак различных типов сложения, тем более внутри отдельных групп окрасов, т.к. есть ситуации, при которых, например, среднего качества ч-п такса будет много лучше по сложению, чем среднего качества рыжая, или, например, среднего качества миттель или цверг перцового окраса будет превосходить классом среднего черного (а у ризенов - обратный вариант) и т.д. Вывод здесь один - "разделение типов" в пределах одной породы - явление вредное.
Это давно понятно в Англии, в Америке, частично в Скандинавии, Италии и Испании - потому им чужды эти проблемы Средней Европы, настойчиво диктующей архаизмы, особенно свойственные немецким клубам, отчаянно защищающим старый, первоначальный тип в отдельных своих породах. Не только путем его предпочтение на выставках, но и путем диктования политики разведения ("не соединять" окрасы, не вязать собак "скандинавских" и "американских", "окрас - деталь важнее общего сложения и класса" и т.д.) Эффект? Осмотр в одном ринге собак, например, чешских и итальянских, является потрясением, более сильным, чем слова. Судьи же именно из Германии породили эту ситуацию, повторяя и у нас известное: "шнауцер - это не терьер". Вероятно, это так. Но тогда пусть он будет красивым шнауцером!
Примерно также ирландцы косо смотрят на американско-скандинавских пшеничных терьеров, а японцы - на американских и европейских акит-ину. Но ведь не Афганистан же мекка афганских борзых! Не Греция же решит спор! Мир идет вперед. Это естественно, что собаки 30-х, 60-х и 90-х годов выглядят по-разному. Сами немцы, будучи по-прежнему авторитетом в кинологии (наиболее часто, однако, не в породах родных - кроме немецкой овчарки), признали, что действительно, красивую таксу можно увидеть в Голландии или даже…в Польше. Подобное положение и со шнауцерами.
Не огорчайтесь, однако, за немцев. Они сами справятся. Начнут разведение снова, на чужом материале - так предупреждают критики. Речь о том, чтобы мы сами не проспали шанса на прогресс и не путались в суевериях. Потерянное время очень сложно восполнить.